Добрый день Сергей.
По поводу клея, можете смело использовать ПВА. Всё равно он находится в нутрии, где лучам солнца до него не добраться. Процесс старения в таких условиях происходит очень медленно. При распаде, конечно, образуется минималистическое количество уксусной кислоты, но этим можно пренебречь. Те пару молекул, в данном случае, за короткое время испарятся, не причинив никакого вреда. В общем, для таких маленьких фрагментов вполне подойдёт.
В Европе широко используется брендовый клей марки «Archaocoll», на основе нитроцеллюлозы. Очень неудобное средство. Так же стареет и разлагается, при нанесении тянутся нити и т.п.. Можно использовать так же ПВБ или акриловые смолы. Как говорится: кто во что горазд.
А почему не хотите использовать гипсополимер? По крайней мере, очень удобно работать, да и в составе уже присутствует клей. Простой гипс не прилипает к керамике, а держится лишь за счёт поверхностного сцепления. Единственное что, если брать готовую массу из строительного магазина, то используйте её лишь как основу, добавляя кварцевый мелкий песок и муку, пигменты и если надо водную акриловую дисперсию. Но с акрилатом поосторожней, а то очень твердая масса получится. Массу наносить в один заход, заглаживая поверхность маленьким шпателем и т.п.. В прочем это актуально для всех, гипсополимерных, просто гипсовых и других минеральных масс, поверхность которых не скрывается. Не в коем случаи не шлифовать или подрезать после того, как масса застынет. Фактура гладкой поверхности нарушится и изменить это будет практически невозможно. Если наносить в несколько заходов или шлифовать, то получатся своеобразные разводы (границы), да и откроются пузырьки.
Плюсы гипсополимерных масс - практически не теряют в объёме, а зачастую даже чуточку увеличивают, что не всегда хорошо. Именно поэтому я и не работаю с гипсом. Гипс увеличивает объём чуть больше чем 1%, что при больших доделках может разорвать предмет, да и напряжение в общем, если даже не разорвёт – не очень приятная штуку.
Как альтернатива, именно в вашем случае, масса на основе акриловой водной дисперсии. Купить не проблема. Наполнитель: кварцевый песок и кварцевую муку. Проблема в том, что в простом строительном магазине и то и другое практически не купить. Этим летом специально смотрел мелкий светлый песок и муку, но ничего подобного не нашёл. Хороши, что привез пару килограмм с собой. Мраморную, известковую или муку из керамики тоже можно использовать. Негатив – усыхаемость, что при неправильных пропорциях (подборе песка, муки и количества клея) может привести к образованию трещин. Зато прекрасно работается с ней, да и удаляются без проблем. Поверхность после заглаживания приобретает блеск, на вроде лощения… что не важно в вашем случае.
Другой вариант – вместо акриловой водной дисперсии можно использовать коллоидальный раствор оксида кремния. Получится полностью минеральная масса. Вот, правда, где купить это в России я не знаю. Есть фирма в Германии выпускающая этот продукт.
http://www.cwk-bk.de/www/cwk/produkte/k ... wendungen/3550 или 4550 самое то. Массы получаются практически не отличимые по внешнему виду и свойствам от керамики. В особенности если в тесте керамики использовался песок. Даже звон как у керамики. Основа массы кварцевый песок и мука. Керамическую муку или частицы добавлять очень аккуратно и в небольших объёмах, иначе слишком рассыпчатая получится. Во избежание миграции, при больших доделках, добавляем 1-2% кальк гидрата (гашёная известь, сухой порошок).
Массы на основе акриловый и эпоксидных больше подходят для имитации фарфора или глазированной керамики. Хотя если подобрать правильно наполнитель, то можно использовать и для лощеной керамики. Проблема лишь в том, что они слишком твердые получаются, да и работать с ними не очень практично, по крайней мере, в вашем случае.
В общем, проще всего будет достать чистую акриловую дисперсию, без всяких там стиролов и т.п.. Это и будет клей для массы. Пропорции наполнителей придётся подбирать самому, так как песок песку рознь, да и дисперсии разной концентрации бывают.
Доделки из глины с последующем обжигом очень интересная технология, но сильно жуткая и сложная в исполнении. Для маленьких предметов это не перспективно.
Да, не старайтесь полностью визуально подогнать массу под оригинал. Возьмите на пол тона светлее, так что бы всё сочеталось и не бросалось в глаза, но в тоже время было отличимо от оригинала.