Mika88 » Пт 17. фев 2012, 23:02
Сомневаюсь, что главная причина в сухости… там что-то другое. Море костей из различных эпох настолько стабильны… хоть пуговицы из них реж.
Просто так, не видя предмет и не зная точных причин разрушений, что-то конкретно советовать сложно. Но опишу в двух словах, на что нужно обращать внимание, если всё же вас вынудят к пропитке.
Начнём с того, что не каждый предмет может выдержать погружение в пропитывающий раствор. Не редко, предметы настолько ослаблены, что при погружении в жидкость, будь это даже вода, просто разваливаются. Такое может произойти и с камнем, и со стеклом и с минерализированным металлом, а так же костью (минерализированной или простой). В этом случае, рекомендуется закреплять с кисти, шприцами, тряпочки и т.п., нанося закрепительный раствор непосредственно на поверхность до полного насыщения. В некоторых случая, необходимо перед этим предварительно укрепить (чем… ?).
Главное в этом деле, рассчитать концентрацию раствора и правильно выбрать растворитель. Концентрация рассчитывается методом проб (ломаем, смотрим, сравниваем.. делаем выводы). Растворитель же важен тем, что в разных растворителях вязкость раствора при одной и той же концентрации разная, что сильно влияет на пенетрацию. К примеру, если растворять акриловую смолу в ацетоне, то при конц. 20% раствор будет очень густым. Если же мы будем использовать МЕК, то вязкость раствора при той же концентрации будет значительно ниже, а значит и способность проникновения будет гораздо лучше (это для всех, кто не знаком с тематикой). Так же важна скорость испарения растворителя… но это можно регулировать… об этом чуть позже.
Про скорость впитывания и количество необходимого раствора пока не буду говорить… но это важный аспект темы. Остановимся на размере объекта. К примеру: у нас бивень мамонта или большущий череп. Количество растворителя в эти случаях - просто большое… первым делом думаем о здоровье (в вашем случае с ПВБ, это не актуально, там спирт). На втором плане, как мы это делаем. Понятно, что наносим туже ПВБ или акрил непосредственно на поверхность. Если же мы выбрали (есть) быстро испаримый растворители (спирт, ацетон), то уже в момент нанесения на предмет, раствор начинает сохнуть, что сильно мешает пропитке. Чтобы не было такого эффекта, используем ящик. Он может быть из деревянного каркаса обтянутого полиэтиленом или же простой коробки из полиэтилена. Суть – создать атмосферу вокруг объекта, что бы растворитель не так быстро испарялся. Работал с акрилами по кости, там, по мне не известным причинам, принудили нас к ацетону. Сейчас бы отбился от них, и использовал метокси-пропанол, но, в том же самом ящике. Так вот, ацетон даже в коробке всё равно быстро испарялся. Так же будет и спирт испаряться, произойдёт насыщение и закупорка. Да, здесь ещё важно, где отверстие в коробке, через которое тянем руку с раствором. Пары спирт и ацетон подымаются кверху, более тяжелых растворителей осаждаются вниз. Поэтому правильно выбираем место отверстия для рук со шприцом. В общем, желательно работать в две руки… одна рука наносит раствор, другая подают. Главное, что бы всё это без перебоя происходило.
Наносим до тех пор, пока не перестанет впитывать. На сушку оставляем в этой коробке, дырки для рук закрываем… оставляем небольшие отверстия для вентиляции. Ещё желательней поставить блюдечко с тем же растворителем в коробку. Суть всего – замедлить и растянуть процесс испарения, что бы избежать миграцию полимера к поверхности. Однозначно, двух дней не хватит. Да даже если зуб мамонта пропитать спиртовым раствором полностью и сушить на воздухе, не говоря уже о камере, он не высохнет. Будет стоять на витрине и дышать на посетителей перегаром. С ацетоном ещё неприятней и вредней будет дышать. А если более медленно испаримые растворители использовать… без комментариев. Тут можно ещё много рассказать… но теперь о пропитке полным погружением.
Самая главная ошибка, если не использовать вакуумную камеру… это то, что предмет сразу и полостью погружают в раствор. Можно сделать простой эксперимент, возьмите губку и попробуёте её погрузить под воду. Воздух, в нутрии губки, просто не сможет выйти. То же самое происходит с предметами, которые резко погружают. Здесь надо либо медленно погружать, что бы воздух успевал выходить, либо медленно подымать уровень раствора. С такими большими предметами – это очень важно. Сушить так же медленно. Чем медленней, тем лучше.
Другой вопрос, а точнее выбор закрепителя более сложный. ПВБ или акриловые сополимеры, так и не разобрался. На западе, при слове ПВБ, все морщатся, а когда спрашиваю почему, никто не даёт вразумительного ответа. В литературе искал, но поверхностно… всё тоже расплывчато. По деградации пока не нашёл ничего конкретного… модификаций этого полимера просто море. Буду копать.
Глянец, на поверхности нужно удалить. Тон светлее будет… но это не сильно относится к проблеме.
Пака всё. Буду рад, если эта инфа хоть чем-то помогла.
С уважением
Пи.Си. Не спешите «бутилизировать» или «акрилизировать».
Границы реставрации заканчиваются там, где начинается гипотеза