Консервация монет. Вопросы и ответы.

Консервация/реставрация объектов из меди и её сплавов

Консервация монет. Вопросы и ответы.

Сообщение Mika88 » Ср 30. дек 2009, 18:04

Консервация монет. Вопросы и ответы.

Консервация монет ничем не отличается от консервации любых предметов из меди и её сплавов. Хотя такие находки и относятся к «массовому археологическому материалу», но это не даёт повода обращаться с ними, как попало.

Что скрывается под словом «консервация»? Консервационные меры обеспечивают сохранение материального наличия памятника и предотвращают дальнейшие утраты оригинала. Консервация направлена лишь на сохранение чистой субстанции, не обращая при этом внимания на эстетические улучшения. Многие считают, что консервацией монет – это всего лишь нанесение покрытия. Это далеко не так. К консервации относятся различные консервационные работы, проводимые непосредственно на объекте. Например – расчистка и закрепление оригинальной поверхности, а так же превентивные меры сохранения. Например, оптимизация климатических условий, правильная упаковка, презентация и хранение.

Прежде, чем рассказать о консервационных мерах, хотелось бы ещё раз напомнить о таком понятии, как оригинальная поверхность. Такого термина в нумизматике и общей практике нет, но существует понятие - патина. К сожалению, это слишком общее определение оксидной плёнки, зачастую не дающее никакого представления о состоянии монеты, а значит и выборе правильных методов консервации. Хотя и принято разделять патину на «благородную» и «не благородную», но частенько именно это утверждение приводит к тому, что сохранившаяся оригинальная поверхность и её детали удаляются, руководясь устаревшими эстетическими понятиями.


Что представляет собой оригинальная поверхность? Изначальная металлическая поверхность монеты в процессе коррозии замещается солями металла. Из-за того, что это преобразование происходит очень медленно, такой слой передаёт нюансы изначальной поверхности. Но, к сожалению, продукты коррозии и частички почвы не редко накрывают детали рельефа и искажают форму. Оригинальная поверхность не только является носителем рельефа, но и даёт нам хороший ориентир при расчистке монеты. Это своего рода граница, за пределы которой нам нельзя заступать (за исключением редких случаев). Всё что находится выше оригинальной поверхности можно назвать загрязнениями, всё что находится ниже – является оригиналом.

Изображение

На снимке представлен срез монеты, сделанный при помощи электронного микроскопа. Хорошо прослеживается граница между оригинальной поверхностью и отложениями (загрязнениями) на поверхности. Под оригинальной поверхностью находится слой, состоящий из продуктов коррозии.
Границы реставрации заканчиваются там, где начинается гипотеза
Аватара пользователя
Mika88
Administrator
 
Сообщения: 2371
Зарегистрирован:
Чт 28. авг 2008, 21:42
Откуда: Германия

Re: Консервация монет. Вопросы и ответы.

Сообщение Mika88 » Ср 30. дек 2009, 20:35

Часто, прежде чем монета попадёт на стол реставратора, проходит довольно много времени. В этом промежутке, монеты в плохой сохранности могут получить значительные необратимые повреждения. Главным образом здесь задействовано несколько факторов, одним из которых является неправильное обращение с нестабильной патиной. Более подробно о том, как сохранить оригинальную поверхность вы сможете прочитать по этой ссылки.

viewtopic.php?f=7&t=104

В общих словах на эту тему можно сказать следующее:

1. После извлечения монеты из почвы - не трите и не старайтесь очистить находку, чтобы разглядеть её лучше. Обращаться с находкой нужно предельно осторожно.

2. Постарайтесь сразу определить состояние патины и в случае обнаружения повреждений (пористая структура, трещины и сколы, шишки и наросты, отсутствующие фрагменты поверхности и т.п.) в плотном слое патины обязательно обверните объект во влажную смоченную дистиллированной водой салфетку (или просто влажную землю) и положите в плотно закрывающуюся коробочку. Таким образом, мы предотвращаем высыхание патины. Помимо этого, минимируется риск физических повреждений патины вызванных вибрацией и сотрясением.

3. Постарайтесь сократить срок до минимума между извлечением находки и началом обессоливания (промывки). Долго находка не должна находиться во влажной салфетки, иначе существует риск последующей коррозии. В особенности это относится к предметам, которые имеют активные очаги бронзовой болезни.

4. Производите предварительную расчистку (промывку от земли) только в том случае, если патина стабильна.

5. Для всех находок имеющих повреждённую патину (не важно, отслаивается она или нет) обязателен процесс промывки солей. Но надо учесть, что длительная промывка негативно сказывается на состоянии патины. Важно: оптимально определить время промывки. Обычно у находок имеющих тонкий слой патины этот срок не превышает двое суток. Если состояние патины позволяет, то рекомендуется удалить свободно лежащие загрязнения мягкой кисточкой и дистиллированной водой. Если существует вероятность отслаивания патины, то ни о какой предварительной расчистки и не может идти речи.

Хочу остановиться на промывке дистиллированной водой. Цель промывки – не размягчение окислов и остатков почвы, а удаление растворимых солей находящихся в капиллярной системе патины. Для этого подойдет любая пластиковая коробка с плотно закрывающейся крышкой. Крышка не только предотвращает испарения воды, но и препятствует поступлению газов и солей из воздуха. Емкость должна быть полностью заполнена водой, в противном случае существует риск поступления вредных веществ из воздушной прослойки. Монеты должны находиться как можно ближе к поверхности воды. Для этого можно использовать пластиковое ситечко. По ходу обессоливания, необходимо хотя бы раз перевернуть монеты, так процесс выхода солей с нижней стороны монеты идёт намного быстрее. Делать это надо не руками, а пинцетом. В воду пальцами лазить нельзя.

Изображение

:!: Важно: нельзя недооценивать разрушительную способность дистиллированной воды. Дистиллированная вода является наилучшим растворителем солей, в том числе и тех, из которых состоит патина. Чрезмерное пребывание монет в дистиллированной воде может привести к необратимым разрушениям. :!:

Сколько точно монеты должны находиться в промывке, можно определить только опытным путём, измеряя концентрацию солей солиметром или же определяя их количество и качество другими способами. Как правило, слой загрязнений, в том числе и окислов на поверхности монеты не превышает нескольких миллиметров. В связи с этим, процесс выхода солей идёт относительно быстро и занимает от 24 часов до нескольких дней.

Для улучшения результата, по истечению срока промывки, необходимо достать пинцетом монету и обернуть в мокрую, смоченную дистиллированной водой салфетку (чистую, без добавок парфюмерии или же масел). Чуть прижать кисточкой размоченную целлюлозу к монете, так что бы она полностью контактировала с поверхностью. Можно использовать и туалетную бумагу, но не отбеленную хлором. После этого необходимо поместить обёрнутые целлюлозой монеты на решеточку в сухое место. Нужно обязательно дождаться, чтобы поверхность компресса полностью высохла и лишь затем аккуратно снять его. При высыхании, происходит миграция солей из капиллярной системы в компрессный материал.
Границы реставрации заканчиваются там, где начинается гипотеза
Аватара пользователя
Mika88
Administrator
 
Сообщения: 2371
Зарегистрирован:
Чт 28. авг 2008, 21:42
Откуда: Германия

Re: Консервация монет. Вопросы и ответы.

Сообщение Mika88 » Сб 2. янв 2010, 18:38

Промывка солей обязательна для всех монет, кроме тех, которые имеют плотную, не повреждённую патину.

Изображение

Находки, имеющие благородную патину, достаточно просто ополоснуть дистиллированной водой.
Границы реставрации заканчиваются там, где начинается гипотеза
Аватара пользователя
Mika88
Administrator
 
Сообщения: 2371
Зарегистрирован:
Чт 28. авг 2008, 21:42
Откуда: Германия

Определение сохранности монет

Сообщение Mika88 » Сб 2. янв 2010, 19:08

Определение сохранности монет

В идеальном случае, металлическая поверхность монеты или вся монета в процессе коррозии преобразуется в минерал, при этом форма объекта не изменяется. Происходит лишь замещение одного материала другим. Так, поверхность медной монеты замещается новой, например, малахитовой поверхностью. Образование такой патины можно назвать псевдоморфозой. Возникновение благородной патины напрямую зависит от окружающей среды.

В зависимости от образующегося минерала, цвет поверхности монеты может сильно варьировать.

Вот несколько примеров такой патины:

Изображение Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение
Границы реставрации заканчиваются там, где начинается гипотеза
Аватара пользователя
Mika88
Administrator
 
Сообщения: 2371
Зарегистрирован:
Чт 28. авг 2008, 21:42
Откуда: Германия

Re: Консервация монет. Вопросы и ответы.

Сообщение Mika88 » Сб 2. янв 2010, 21:49

Патина, имеющая ровную однотонную окраску, больше всего предпочитается коллекционерами. Но, далеко не все монеты имеют такую оригинальную поверхность. Во многих случаях, процесс преобразования металла в определённый минерал происходит не равномерно. В связи с этим, монета приобретает неоднородный оттенок. Такая патина на первый взгляд выглядит не очень эстетично, но именно она является источником информации, а именно носителем рельефа.

Изображение

Изображение

Изображение
Границы реставрации заканчиваются там, где начинается гипотеза
Аватара пользователя
Mika88
Administrator
 
Сообщения: 2371
Зарегистрирован:
Чт 28. авг 2008, 21:42
Откуда: Германия

Загрязнения и утраты

Сообщение Mika88 » Сб 2. янв 2010, 22:42

Загрязнения и утраты

Если говорить о состоянии монеты, то можно выделить два главных подпункта. А именно, загрязнения скрывающие рельеф (оригинальную поверхность) и утраты. Как уже и говорилось, всё то, что находится поверх оригинальной поверхности, можно отнести к загрязнениям. Но не редко, сами загрязнения и являются источником информации. Так, например, в отложившихся на поверхности продуктах коррозии можно обнаружить остатки органических материалов, будь то старая растительность или остатки кошелька. Кроме этого, загрязнения могут рассказать нам о том, в каких условиях находилась монета в земле, насколько была загрязнена атмосфера в то или иное время, какие удобрения использовались на этой местности, или, где вообще найдена эта монета, а также дать ответы на многие другие вопросы.

Говоря о загрязнениях, то здесь следует отметить два вида: наслоения, образовавшиеся в процессе коррозии и почвенные наслоения. Как правило, оба вида загрязнений присутствуют одновременно.

Вот несколько примеров:

Изображение

Изображение

Изображение
Границы реставрации заканчиваются там, где начинается гипотеза
Аватара пользователя
Mika88
Administrator
 
Сообщения: 2371
Зарегистрирован:
Чт 28. авг 2008, 21:42
Откуда: Германия

Загрязнения и утраты

Сообщение Mika88 » Вс 3. янв 2010, 12:57

В некоторых случаях загрязнения покрывают толстой коркой всю поверхность монеты, при этом становится совершенно невозможно определить номинал, прочесть надписи или дату. Но всё же, под слоями из продуктов коррозии и почвенных наслоений всегда присутствует оригинальная поверхность несущая многочисленные детали рельефа.

На представленных ниже фотографиях хорошо видно, что под слоем загрязнений можно обнаружить оригинальную поверхность. Вопрос лишь в том, как правильно расчистить такую поверхность и раскрыть все сохранившиеся детали, но к этому мы вернёмся позже.

Изображение

Изображение

Изображение
Границы реставрации заканчиваются там, где начинается гипотеза
Аватара пользователя
Mika88
Administrator
 
Сообщения: 2371
Зарегистрирован:
Чт 28. авг 2008, 21:42
Откуда: Германия

Разрушения и утраты

Сообщение Mika88 » Вс 3. янв 2010, 14:51

Разрушения и утраты

К необратимым разрушениям, которые практически не поддаются восстановлению можно отнести утраты оригинальной поверхности. В данном случае, происходит потеря части или всего рельефа монеты. Разрушение патины может произойти в результате механических повреждений, химического воздействия, в результате изменения внешних условий, перепадов температуры, влажности (когда могут начаться процессы перекристаллизации солей меди в коррозионном слое) или же вымывания водой несформировавшихся слоёв. Сюда же можно отнести разрушения, вызванные неправильным обращением с нестабильной патиной.

Изображение

Изображение Изображение

Изображение Изображение
Границы реставрации заканчиваются там, где начинается гипотеза
Аватара пользователя
Mika88
Administrator
 
Сообщения: 2371
Зарегистрирован:
Чт 28. авг 2008, 21:42
Откуда: Германия

Разрушения и утраты

Сообщение Mika88 » Вс 3. янв 2010, 14:59

Несколько примеров монет, рельеф которых был почти полностью утрачен

Десять пфеннигов 1912 года. Оригинальная поверхность сохранилась фрагментарно. Под слоем тёмной патины находится ярко-красный рыхлый слой куприта. Мощность этого слоя относительно большая.

Изображение
Общий вид монеты.

Изображение
Обратная сторона монеты. Утраты.

Изображение
Остатки надписи «Pfennig“, а именно окончание слова …NIG

1 PFENNIG SCHEIDE MÜNTZ
Практически все монеты этого типа имею очень слабовыраженный рельеф. В результате утраты верхнего малахитового слоя патины (оригинальной поверхности), были потерянны все детали рельефа.

Изображение
Общий вид монеты

Изображение
Фрагмент надписи MÜNT.. и даты

Изображение
Монета после удаления остатков почвы.

1 PFENNIG SCHEIDE MÜNTZ 17.. года

Слой малахита (оригинальной поверхности), частично утрачен. Остатки еле держатся на поверхности монеты. Края просто растворились в нирване. Под слоем малахита видны свободнолежащие кристаллики куприта. Именно в связи с этим, связь между этими слоями нарушена. Конечно, возможно закрепить и расчистить остатки рельефа, но нумизматическую ценность эта монета потеряла навсегда.

Изображение
Общий вид монеты

Изображение
Фрагмент надписи
Границы реставрации заканчиваются там, где начинается гипотеза
Аватара пользователя
Mika88
Administrator
 
Сообщения: 2371
Зарегистрирован:
Чт 28. авг 2008, 21:42
Откуда: Германия

Утраты и разрушения

Сообщение Mika88 » Вс 3. янв 2010, 15:44

Не стоит перечислять все виды разрушений оригинальной поверхности, но хотелось бы привести ещё один пример. В данном случае, металл преобразовывается в светло-зеленые, рыхлые, порошкообразные продукты коррозии. Это не только затрудняет консервационные работы, но и может привести к потери оригинальной субстанции.

Изображение

При появлении так называемых «язв» оригинальная поверхность в этих местах сильно повреждена или полностью отсутствует. Под язвами подразумеваются шишкообразные наросты, неравномерно разбросанные по поверхности и состоящие из слоёв куприта и гидрооксида меди (например: малахита). В самой нижней части, где металл контактирует с «язвой», присутствуют хлориды (например, «нантокит» хлорид меди (I), или кристаллогидрат хлорной меди), что часто вызывает, но не всегда, последующую коррозию. В данном случае консерватор стоит перед проблемой, удалить полностью базовый слой хлорида и тем самым оставить кратер, или же всего лишь сгладить язву на поверхности и тем самым оставить риск последующей коррозии.

Изображение
Границы реставрации заканчиваются там, где начинается гипотеза
Аватара пользователя
Mika88
Administrator
 
Сообщения: 2371
Зарегистрирован:
Чт 28. авг 2008, 21:42
Откуда: Германия

След.

Вернуться в Медь и бронза

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cronImpressum

Рейтинг@Mail.ru