Ost » Пт 12. ноя 2010, 21:38
Вот и я говорю: выправить насколько ковш позволит(я развиваю тему чисто теоретически, раз ковш не в работе). Но сначала исследовать какая у ковша форма, и не на предмете, а как я предложила, - с копиями и деревянной формой. А паять только копии, да и то, только чтобы консолидировать гранулы в гальванокопиях, а то они могут развалиться при правке деформации. Просто разогнать припой по поверхности плюс он будет внутрь уходить с нее. Почему я предлагаю поработать сначала с гальванокопиями:
• Свойства археологического серебра отличаются от серебра, никогда не находившего в земле, потому что арх. серебро в земле корродирует как правило за счет легатуры(меди). А ковш ведь археологический, как я понимаю.
• Теоретически, ваш ковш может и быть в хорошей сохранности, но ведь на глаз этого определить невозможно. Нужны металлографические исследования, а без них всегда арх.вещь будет подвергается риску при правке.
• Поэтому риск лучше свести к минимуму, и работать сначала с копиями. Силиконовые негативы мягкие и нейтральные к серебру, следовательно оригинал не повредят.
• Потренировавшись на гальванокопиях с эдентичными деформациями, станет понятно, как лучше править оригинал.
• Деревянная уточненная форма, изготовленная по выправленным копиям, необходима при правке оригинала, опять же, чтобы свести к минимуму ошибки и не мучить понапрасну оригинал.
После правки ковша станет яснее, хорошо ли он сохранился и позволяет ли пайку( а она там вообще требуется?). Вообще-то паять можно только неархеологическое серебро (см., например, работы Отче). Не стоит смотреть на ритон, который Белкин(ВНИИР) паял, ритон очень темнел потом после реставрации, пришлось к немцам за помощью обращаться, чтобы его стабилизировать. Работа, впрочем, блестящая, но стоит ли собственные амбиции проецировать на исторически ценный материал. Ведь при пайке утрачивается достоверность вещи. Не следует ли оставить щадащие исследования для следующих поколений, они извлекут больше ценной информации, если предмет не изменил своего состава и своих свойств во время консервации. Если уж очень хочется блеснуть умением, лучше направить усилия на создание реконструкции, а оригинал не трогать.
P.S. Оловом серебро паять нельзя никогда!