В этом тему представлены находки, которые не рекомендуется расчищать, так как это неизменно приведут к потере оригинальной поверхности и деталей рельефа.
Слово патина (итал. patina) обозначает плёнку или корку различных оттенков, образующуюся на поверхности меди и медьсодержащих сплавов под воздействием окружающей среды (в нашем случае почвы). Иногда патиной называют плёнки оксидов на поверхности металлов, а также плёнки или слои, возникающие со временем на поверхности камня, например мрамора, или деревянных предметов.
Патина – очень расплывчатое понятие. Практически все археологические находки имеют свою, особенную патину. Условно, патина делится на «благородную» и «не благородную». Благородная патина не накрывает детали предмета и не искажает форму. Образование такой патины можно назвать псевдоморфозой. При этом форма объекта не изменяется. Происходит лишь замещение одного материала другим. Так, поверхность медной монеты замещается новой, например, малахитовой поверхностью.
Ровная, гладкая малахитовая патина
На оригинальной поверхности присутствуют несколько маленьких очагов бронзовой болезни. Эти очаги не активны, но заходят глубоко внутрь патины. При их полном удалении возникнут глубокие кратеры. Если кому-то не по вкусу цвет эти участков, то всегда существует возможность заретушировать их.
Хотя и принято делить патину на «благородную» или «не благородную» но, это не повод, чтобы удалят её. Конечно, многим хотелось бы, чтобы поверхность предмета выглядела «красиво», была гладкая с равномерной окраской и т.п., но нельзя забывать, что мы имеем дело с археологической находкой и время отложило на неё свой отпечаток. Попытки любителей очистить старинное изделие от продуктов коррозии (абразивами, комплексообразователями, кислотами), в том числе от патины, нередко приводят к его необратимой порче - слой патины необходимо беречь и закреплять.
С удалением патины были утрачены все детали рельефа
Удалять нужно лишь загрязнения, скрывающие оригинальную поверхность и её детали. (http://www.archekon.ru/bronze/original.htm). Расчистку предмета можно сравнить с археологическими раскопками. Патина имеем свою стратиграфию. Всё что находится ниже оригинальной поверхности, относится к оригиналу и должно быть сохранено. Консервация направлена лишь на сохранение чистой субстанции, не обращая при этом внимания на эстетические улучшения. Это очень важный пункт, так как понятие «красиво» относительно и не стоит приукрашивать экспонат за счёт потери оригинальной поверхности. Почему-то никому в голову не придёт сбить фрески XII-го века в Зигвардкирхе, Иденсен и нарисовать их заново.
При полном снятии исторической патины неизменно происходит утрата оригинального материала. Но кроме визуальных отличий существуют серьёзные глубинные проблемы: при удаление патины уничтожается её нижний слой — слой куприта — самый эффективный материал для защиты от атмосферной коррозии.
Купритовая патина с остатками малахитовой оригинальной поверхности.